Сизова Татьяна Викторовна воспитатель детского сада

План по самообразованию на 2017 – 2018 учебный год

 МДОУ  д/с «Рябинка.»

План по самообразованию

на 2017 – 2018 учебный год

 

Ф.И.О.: Сизова Татьяна Викторовна

Должность:  Воспитатель 

Образование:  среднее специальное

Педагогический стаж: 19лет

 

Тема:  «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»

 

 

Актуальность: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяют гармоничное развитие ребенка.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкоймоторики. Мелкая моториканепосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребёнка. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами.

Поэтому целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьёй способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка.

Цель: Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей через различные виды деятельности.

 

Задачи:

1. Развивать речь ребенка посредством развития сенсомоторных навыков.

2. Формировать у детей представление о сенсорных эталонах, через дидактическую игру.

3. Развивать чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности, режимных моментов.

4. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.

5. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей третьего года жизни.

6. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию детей второй младшей группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма отчета:

(проект «Пальчики играют – речь развивают»)

Содержание:

Сроки:

Выход:

1.Профессионально-педагогическая деятельность

1.Разработать план познавательно – творческого  проекта «Пальчики играют – речь развивают».

2.Работа по реализации этапов проекта :

- Консультация «Речевая деятельность детей во второй младшей группе»

Статья в газету «Ковернинские новости» – «Поговори со мною, мама…»

Консультация для родителей «Игры и упражнения по мелкой моторике» Выставка дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Родительское собрание «Игры с пальчиками , дома и на улице» .

Мастер-класс по изготовлению народной игрушки «Зайчик на пальчик»

Открытое занятие для педагогов и родителей «Здравствуй – дружно говорим!»

Семинар практикум для педагогов «Использование пальчиковой гимнастики для развития речи детей»

Выставка рисунков «Весёлые пальчики»(нетрадиционное рисование)

Активное участие родителей в пополнении ППРС группы играми по сенсорике

Сентябрь

 

 

 

Октябрь – май

Февраль

Октябрь

Апрель

Май

Январь

Ноябрь

Повышение педагогического мастерства

 

Обогащение опыта, реализация в работу, распространение опыта

2.Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.

1. Презентация проекта «Пальчики играют- речь ребенка развивают»

2.Подготовка материалов на сайт МДОУ д/с «Рябинка» по теме проекта

3.Подбор и изготовление наглядно – дидактического материала:

- создать театральный уголок в группе (настольный (конусный, пальчиковый и би-ба-бо театры)

-создание альбома «Пальчиковые игры»

- изготовление  игр по сенсорике

(Игры с прищепками, «Геометрик» с резиночками, сухой бассейн, сбор природного материала)

-разработка совместной НОД с детьми

(использование пальчиковых игр)

Февраль

Апрель

Сентябрь-Декабрь

Октябрь-январь

 

Консультирование коллег-педагогов,

просвещение родителей.

 

 

Обогащение предметно – развивающей среды

 

 

 

 

 

 

 

3.  Повышение профессиональной компетенциив условиях  внедрения ФГОС ДО:

(изучение спец. литературы, аттестация, участие в конкурсах)

1. Изучить новые программы и педагогические технологии (новые редакции в соответствии с ФГОС ДО).

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155

-Указ Президента РФ от 7мая 2012г.№599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

2.Участие в конкурсах профмастерства разного уровня  

3.Изучение методической литературы:

1. -Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками — развиваем речь» Москва, 2008.

2. -Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;

3. -Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008;

4. -Хвастовцев А. «Умные ручки» Новосибирск: «Сибирское издание», 2008;

5. -Драко М.В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

6. -Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;

7. -Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007

4. Изучение материалов по теме самообразования на интернет сайтах .

Сентябрь

Октябрь – май

Октябрь-январь

Сентябрь-май

Обогащение знаний о новых нормативных документах в сфере дошкольного образования, внедрение в работу

 

Повышение профессионального роста

 

 

Изучение литературы,внедрение рекомендаций в практику.

Повышение профессионального роста

 

 

 

3 марта 2018 в 20:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.