Сизова Татьяна Викторовна воспитатель детского сада

План по самообразованию «Коммуникативная игра как средство речевой активности детей раннего возраста»

                                          План по самообразованию

(на 2021 – 2022 учебный год )

на тему:

 «Коммуникативная игра как средство речевой активности детей раннего возраста»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила.: Сизова Татьяна Викторовна

                                        Должность:  Воспитатель 

                                                      Образование:  среднее специальное

Педагогический стаж: 23год

Категория : высшая

                                               п.Ковернино



Тема :  «Коммуникативная игра как средство речевой активности детей раннего возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы развития речевой активности детей раннего возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей. 

Задачи:

- способствовать развитию речевой активности детей раннего возраста, развивать представление об окружающем мире посредством коммуникативных дидактических игр: целенаправленно обогащать словарь за счет расширения пассивного словаря перевода слов в активную речь; расширять словарный запас, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов - у мышки-голова, ушки, носик и т.д.; учить слова, обозначающие пространство- вперед, назад; поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных слов - машинка, уточка, собачка; развивать произносительную сторону речи; обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средств общения;

- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

-  совершенствовать разговорную речь; обогащать словарь;

-  формировать грамматический строй речи;

- изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;

- выбрать наиболее эффективные методы и приемы,  коммуникативные дидактические игры для развития  речевой активности у детей  раннего возраста;

- определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;

- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

- представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.

Этап работы над темой самообразования:  1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность


Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».

Важно обогащать эти ощущения и восприятия..

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.

В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках развития речевой активности детей особое значение имеет именно ранний возраст, поскольку уже на первых годах  жизни у ребенка формируются предпосылки к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря.

Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря детей раннего возраста, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применении инновационных методов и приемов, способствующих активизации словаря детей.

Одним из таких методов выступают игровые ситуации. Именно игра выступает самым распространенным методом развития речевой активности, что обусловлено его ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере достигаются поставленные цели.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка.

А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование  коммуникативных дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Коммуникативные  дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. 

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Особенности словаря ребенка также меняются на каждом этапе его развития, но наибольшая интенсивность изменения приходится именно на ранний возраст, который позиционируется как начальный этапа освоения речи.

Формы работы с детьми:

- совместная деятельность воспитателя с детьми: 

- индивидуальная работа с детьми

- свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

- анкетирование родителей

- консультации

- индивидуальные и групповые беседы

- родительские собрания

- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)

- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей:

к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;

- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;

- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Форма отчета:

(Сообщение на педсовете по теме самообразования.)

 

 

Содержание:

Сроки:

Выход:

1.Профессионально-педагогическая деятельность

1.Составление перспективного плана. Подбор наглядно-дидактических пособий , демонстрационного материала.

Разработка  картотеки : «Игры для активизации словаря», «100 игр для малышей»

2.Работа по реализации   :

Консультация для педагогов :«Учим ребёнка общаться».

Консультация для родителей :«Коммуникативные игры для малышей».

Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка.

Привлечение родителей к обогащению РППС группы по теме самообразования :

-Создание фотоальбома  «Моя семья»

-Уголок Ряженья( наряды для девочек-юбочки , косыночки , сумочки ; для кукол – пелёночки, постельное бельё . костюмчики и тд);

-Музыкально-театральный центр и центр изо деятельности(изготовление шумовых музыкальных инструментов из бросового материала ,лепка из теста хлебобулочных изделий, изготовление куколок пеленашек для игр)

 

Сентябрь

 

 

 

Октябрь

Февраль

Ноябрь

В течении всего периода

Повышение педагогического мастерства

Обогащение опыта, реализация в работу, распространение опыта

2.Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.

1. Презентация «Вот как мы играем

 ( пальчиковые игры)»

2.Подготовка материалов на сайт МДОУ д/с «Рябинка» по теме самообразования

3 Создание тематического альбома по развитию речи  «Кто что делает?».

Изготовление атрибутов для игр, настольных театров по развитию речи.

- Заучивание стихов, потешек , песенок

 

 

 

 

 

-Выставка детских рисунков «Рисунки-загадки»

Май

Апрель

Сентябрь-Декабрь

В течении всего периода

В течении всего периода

Март

 

Консультирование коллег-педагогов,

просвещение родителей.

 

 

Обогащение предметно – развивающей среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Повышение профессиональной компетенциив условиях  внедрения ФГОС ДО:

(изучение спец. литературы, аттестация, участие в конкурсах)

1.Участие в конкурсах профмастерства разного уровня  

2.Участие в работе районных метод объединений воспитателей.

3.Изучение методической литературы по вопросу приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры;

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

6.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.»

4. Изучение материалов по теме самообразования на интернет сайтах .

Сентябрь-май

Октябрь, апрель

Октябрь – май

Сентябрь-май

 

Повышение профессионального роста

 

 

Изучение литературы,внедрение рекомендаций в практику.

Повышение профессионального роста

 

 

 

15 января 2022 в 20:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.