Сизова Татьяна Викторовна воспитатель детского сада

«Фольклор в работе с детьми младшего дошкольного возраста »

 ФОЛЬКЛОР В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко  может установить с ребёнком эмоциональный контакт.

Потешки, прибаутки, первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Особую значимость приобретает фольклор в  первые  дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми взрослыми. Хорошо подобранная  потешка порой помогает установить контакт с ребёнком, вызвать у него  положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку  – воспитателю. Хорошо использовать  различные  потешки во время адаптационного периода.

Произведения народного творчества должны отражать в себе доступный для понимания мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация,  с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие они побуждают малышей к действиям.  Произнесённые  же на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Потешка чтобы заставить детей двигаться например:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт!

Или:

Встань,  малыш, ещё разок,

Сделай маленький шажок.

Топ – топ!

Первый раз обходит дом.

Топ – топ!

Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды,  начинают есть с удовольствием.

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерна взялась,

Зайка -  за капустку,

Мышка – за корку,

Детки – за молоко.

Или:

Умница Катенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Во время подготовки детей ко сну:

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам.

Во время одевания на прогулку:

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем калошки;

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Вот так хорошо.

Малые формы фольклора используют и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождают потешкой, песенкой. Всё это помогает малышам запомнить последовательность процедуры и весёлую потешку. Таким  образом  целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности.

 

30 ноября 2022 в 14:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.