Сизова Татьяна Викторовна воспитатель детского сада

План по самообразованию (на 2022 – 2023 учебный год ) на тему: «Использование технологии пальчиковых игр и фольклора с целью развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

 Тема :  «Использование технологии пальчиковых игр и  фольклора с целью развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

 

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

- обогащать активный словарь детей, развивать представление об окружающем мире;

- систематизировать работу по совершенствованию мелкой моторики у детей младшего возраста;

- внедрять  инновационные технологии в процесс речевой активности посредством пальчиковых игр и упражнений;

- воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих речевому развитию детей младшего  дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству.

- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

Этап работы над темой самообразования: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность

народной массы. Это - детский фольклор.»

Г.С. Виноградов

народной массы. Это - детский фольклор.»

Г.С. Виноградов

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Проблемы развития речи в раннем детстве отражены в работах М.И. Лисиной, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других авторов.

Исследователи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Р.Е. Левина, Е.И.Тихеева, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте.

Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение малых фольклорных форм. По мнению К.Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов.

Проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А.П. Илькова, Н.П. Кузьмина, Н.И. Политова, А.В. Соболева и др. Л.И. Павловой сформулированы некоторые принципы и методы работы с детьми младшего  возраста. Методика знакомства детей младшего дошкольного возраста с фольклорным материалом описана М.Ю. Новицкой. Д.Л. Сергеева изучала особенности использования малых фольклорных жанров в трудовой деятельности дошкольников.

Такой яркий и выразительный материал, как малые фольклорные формы, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Известно, что младший дошкольной возраст- это период интенсивного овладения языком, поэтому психологическое исследование коррекционного воздействия малых фольклорных форм на речевое развитие ребенка имеет чрезвычайно актуальное значение.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.
Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых — родителей и педагогов.

Формы работы с детьми:

- совместная деятельность воспитателя с детьми: 

- индивидуальная работа с детьми

- свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

- анкетирование родителей

- консультации

- индивидуальные и групповые беседы

- родительские собрания

- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)

- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей:

к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;

- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;

- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Форма отчета:

(Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»

 

 

Содержание:

Сроки:

Выход:

1.Профессионально-педагогическая деятельность

1.Составление перспективного плана. Подбор наглядно-дидактических пособий , демонстрационного материала. Разработка проекта

Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов. Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов.

Разработка  картотеки :

-«Народные игры для малышей»

-«Малые фольклорные формы»

-«Потешки в режимных моментах»

-«Колыбельные песенки»

Разработка презентации :

«Русское народное декоративно –прикладное искусство»

2.Работа по реализации   :

Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика».

Консультация: «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей младшего возраста»

Методические рекомендации :«Развитие речи ребёнка посредством пальчиковых игр» 

Памятки для родителей:

 «Фольклор в развитии речи детей»

Мастер – класс для родителей в рамках родительского собрания

«Волшебные рисунки ладошками»

(нетрадиционное рисование)

Привлечение родителей к обогащению РППС группы по теме самообразования : изготовление игр для развития мелкой моторики из бросового материала.

Участие родителей в фольклорном празднике "Масленица"

Проведение открытого фольклорного мероприятия для педагогов «В гости к бабушке Арине»

 

Сентябрь

 

 

В течении всего периода

Октябрь

Февраль

Ноябрь

В течении всего периода

Повышение педагогического мастерства

Обогащение опыта, реализация в работу, распространение опыта

2.Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.

1.Методические рекомендации «Устное народное творчество (малые формы ) как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

2.Подготовка материалов на сайт МДОУ д/с «Рябинка» по теме самообразования

 

 

3.Цикл  совместной образовательной деятельности по ознакомлению с предметами быта «Русской избы»

Беседы с использованием наглядного материала:

«В гости к хозяюшке»

 «О чем могут рассказать вещи, которые окружали наших бабушек»

«Знакомство с русским самоваром»

Изготовление атрибутов для игр, настольных театров по развитию речи.

-Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, прослушивание  аудио-сказок драматизация сказок

-Знакомство с русскими народными промыслами. Слайд-шоу

 

-заучивание потешек, колыбельных , пальчиковых игр

 

 

 

-Выставка детских рисунков «Волшебные рисунки ладошками»

(нетрадиционное рисование)

сотворчество родителей и детей

Март

Ноябрь-Апрель

Декабрь-апрель

В течении всего периода

В течении всего периода

Март

 

Консультирование коллег-педагогов,

просвещение родителей.

 

 

Обогащение предметно – развивающей среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Повышение профессиональной компетенциив условиях  внедрения ФГОС ДО:

(изучение спец. литературы, аттестация, участие в конкурсах)

1.Участие в конкурсах профмастерства разного уровня  

2.Участие в работе районных метод объединений воспитателей.

3.Изучение методической литературы по вопросу  

1. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л.Князева, М.Д.Маханева, 2001г.).

2. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

3.Мартынова А.Н. «Потешки. Считалки. Небылицы». «Современник». Москва. 1989

4.Орлова А.В. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду». Владимир 1995

5.Клюева Т.Д. «Приобщение дошкольников к национальной культуре». Тамбов 1996

6.Журналы «Ребенок в детском саду» 4- 2008, 2 – 2009, 1 – 2006.

7.М.Ю.Картушина «Забавы для малышей» «ТЦ Сфера» Москва 2010

8.Т.Н.Доронова «Играют взрослые и дети» «ЛИНКА-ПРЕСС Москва

9.Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег.

4. Изучение материалов по теме самообразования на интернет сайтах .

Сентябрь-май

Октябрь, апрель

Октябрь – май

Сентябрь-май

 

Повышение профессионального роста

 

 

Изучение литературы,внедрение рекомендаций в практику.

Освоить формы работы с родителями.

Повышение профессионального роста

 

 

 

30 ноября 2022 в 14:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.