Сизова Татьяна Викторовна воспитатель детского сада
План по самообразованию (на 2022 – 2023 учебный год ) на тему: «Использование технологии пальчиковых игр и фольклора с целью развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста»Тема : «Использование технологии пальчиковых игр и фольклора с целью развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: - обогащать активный словарь детей, развивать представление об окружающем мире; - систематизировать работу по совершенствованию мелкой моторики у детей младшего возраста; - внедрять инновационные технологии в процесс речевой активности посредством пальчиковых игр и упражнений; - воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих речевому развитию детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству. - привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы. Этап работы над темой самообразования: 1 год
Актуальность народной массы. Это - детский фольклор.» Г.С. Виноградов народной массы. Это - детский фольклор.» Г.С. Виноградов Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Проблемы развития речи в раннем детстве отражены в работах М.И. Лисиной, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других авторов. Исследователи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Р.Е. Левина, Е.И.Тихеева, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте. Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение малых фольклорных форм. По мнению К.Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А.П. Илькова, Н.П. Кузьмина, Н.И. Политова, А.В. Соболева и др. Л.И. Павловой сформулированы некоторые принципы и методы работы с детьми младшего возраста. Методика знакомства детей младшего дошкольного возраста с фольклорным материалом описана М.Ю. Новицкой. Д.Л. Сергеева изучала особенности использования малых фольклорных жанров в трудовой деятельности дошкольников. Такой яркий и выразительный материал, как малые фольклорные формы, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста. Известно, что младший дошкольной возраст- это период интенсивного овладения языком, поэтому психологическое исследование коррекционного воздействия малых фольклорных форм на речевое развитие ребенка имеет чрезвычайно актуальное значение. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.
Формы работы с детьми: - совместная деятельность воспитателя с детьми: - индивидуальная работа с детьми - свободная самостоятельная деятельность детей. Формы работы с родителями: - анкетирование родителей - консультации - индивидуальные и групповые беседы - родительские собрания - оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки) - привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы. Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные. Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей: к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают. Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников: - повышение педагогической компетенции по теме самообразования; - пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы; - повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей. Форма отчета: (Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
30 ноября 2022 в 14:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.