Сизова Татьяна Викторовна воспитатель детского сада

План по самообразованию педагога Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста »

План по самообразованию педагога

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»

2023-2024 учебный год

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме. Систематизировать работу  по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС.

Задачи:

- Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье,
дому, детскому саду, улице, городу.

- Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

- Воспитывать уважение к труду.

- Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

- Формировать элементарные знаний о правах человека.

- Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

- Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

- Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их
традициям.

- Предоставлять возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы и творческие способности, иметь личное время для занятий любимым делом.

- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Этап работы над темой самообразования:  1 год.

Актуальность

Патриотическое воспитание – это взаимодействие педагога и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре региона, к родной природе, чувства сопричастности.

Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных, чувств.

Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатление еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Формы работы с детьми:

- совместная деятельность воспитателя с детьми: 

- индивидуальная работа с детьми

- свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

- анкетирование родителей

- консультации

- индивидуальные и групповые беседы

- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)

- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

- проведение встреч-обсуждений  по нравственно-патриотическому воспитанию детей (с использованием ИКТ) .

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты для детей:

- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

- Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств;

- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

- Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;

- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;

- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Приложение 1

План саморазвития воспитателя

Содержание работы

Цель

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы.

1. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».

2. Зацепина М. Б «Дни воинской  славы. Патриотическое воспитание».

3. Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью». 

4. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников».

Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования.

Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.

Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.

Изучение нормативных документов, периодических изданий.

Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.

Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов. Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов.

Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях.

Участие в профессиональных конкурсах.

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.

Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.

Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег.

Освоить формы работы с родителями.

Проведение анализа.

Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств.

 

 

Работа с детьми по теме самообразования

Месяц

Название темы

Задачи

Содержание

работа с детьми

работа с родителями

Сентябрь

Изучение литературы по нравственно –патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Уточнить средства, методы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста по нравтвенно-патриотическому воспитанию..

Рассматривание иллюстраций, фотографий родного края.

Подборка дидактических игр  по патриотическому воспитанию.

Беседы на тему «Моя малая Родина», «Моя семья».

Беседы с родителями о необходимости  познакомить детей с родным городом, растительным и животным миром края.

Октябрь

Патриотический центр

"Мы живем в России"

Обогатить развивающую среду в группе, а именно патриотический центр.

Подобрать и разместить в центре игры (настольно печатные, дидактические), альбомы (фото(природа, животные) и иллюстрации).

Рассматривание альбомов, разучивание стихотворений, чтение сказок.

Демонстрация презентаций «Символы

России»

Создание фотоальбома «Моя малая Родина»

Ноябрь

«Хорошо у нас в саду»

Упражнять детей в проявлении сострадания внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам.

Закреплять умение поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге;

Формировать чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Рассматривание иллюстраций в книжках, фотографий игр и занимательной деятельности.

Беседы о культуре поведения в детском саду.

Беседы о детском саде, экскурсии по детскому саду, посещение выставок.

Беседа с родителями о необходимости  познакомить детей с правилами поведения, общения со сверстниками.

Папка передвижка «Правила поведения для воспитанных детей»

Декабрь

«Зимние забавы»

Способствовать активному вовлечению родителей  в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Развивать творческие способности;

Расширять представления о животном и растительном мире родного края.

Рассматривание иллюстраций

 Ознакомление с традициями  и играми русского народа, родного края.

Проведение  подвижных, музыкальных и малоподвижных игр.

Совместное развлечение

«Зимние забавы»

Январь

"Папа, мама я и ты мире доброты"

Подвести детей к анализу, что добро побеждает зло, и что для добрых поступков, достаточно иметь желание и смелость.

- дать возможность детям пребывать в образе сказочного персонажа.

С помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе в сердцах и душах других людей, отражать свои впечатления в рисунках.

Чтение и пересказ сказки «Заюшкина избушка»

Добавить в уголок ряжения новые костюмы, маски, атрибуты для драматизации известных русских народных сказок.

Дидактическая игра ««Оцени поступок»

Выставка  рисунков "Дари Добро".

Совместное творчество с родителями.

Февраль

«Наши защитники»

Воспитание у дошкольников  чувства патриотизма, миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

Пополнить уголки творчества (музыкально –театральный, изо) шаблонами, раскрасками, трафаретами – узорами, костюмами, элементами костюмов) –для самостоятельной деятельности.

Беседы «Кто такие защитники», «Какой мой папа»

Чтение художественной литературы.

Создание альбома «Семья и спорт»

Спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья»

Выставка  поделок

«Подарок защитникам»

Привлечь  родителей к оформлению альбома «Семья и спорт», фотогазеты «Мой любимый папа»

Март

«Мой дом – моя семья»

Воспитывать привязанность детей  к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

Развивать самопознание и воспитывать  уважение к себе.

Беседа «Я и моя семья»

Праздничный утренник.

Рассматривание иллюстраций о семье, составление рассказов о маме, бабушке. Чтение стихотворений о членах семьи.

Праздничный утренник.

Привлечь к участию в выставке поделок, созданию альбома

 «Моя семья»,

Апрель

«День Земли»

 

Формировать бережное отношение к природе, понимание значимости в жизни человека. Познакомить с правилами поведения на природе.

Коллективная работа «Наша планета»

Посадка семян цветов, наблюдение за ростом, наблюдение за веточкой в вазе.

Консультация: «Знакомим с миром природы»

Привлечь к оформлению плакатов «Береги планету нашу»

Май

«День победы»

Познакомить детей с историей праздника 9 мая. Формировать чувство уважения к подвигу людей, ветеранов.

Способствовать развитию у де­тей понимания  общечело­веческих ценностей

Рассматривание иллюстраций о воинах.

Слушание военных песен. Беседы о подвигах людей. Чтение художественной литературы.

Предложить родителям побеседовать с детьми о Великой отечественной войне.

Оформление папки -передвижки "Победе -75 лет"

Список литературы

1. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».

2. Зацепина М. Б «Дни воинской  славы. Патриотическое воспитание».

3. Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью». 

4. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников».

5. Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.

6.  Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9.

7.  От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-Мозаика-синтез,2014.

8. Педагогические знания - родителям. Белоногова Г., Хитрова Л. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1.

9.  Патриотическое воспитание дошкольников. Сакавичене О. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. 27. Патриотическое воспитание. Кириллина М., Мельчина Л // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5.

10. 29. Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №6.

11. Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /Под ред. О. Л. Князевой. - М.: Сфера, 2004.

12.  Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». - М.: Владос, 2005.

13. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков дошкольного возраста Колпакова Н. // Дошкольное воспитание. - 1999, № 10.

24 декабря 2023 в 20:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.