Сизова Татьяна Викторовна воспитатель детского сада
План по самообразованию педагога Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста »План по самообразованию педагога Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста» 2023-2024 учебный год Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме. Систематизировать работу по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС. Задачи: - Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье,
- Формировать бережное отношение к природе и всему живому. - Воспитывать уважение к труду. - Развивать интерес к русским традициям и промыслам. - Формировать элементарные знаний о правах человека. - Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн). - Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны. - Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их
- Предоставлять возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы и творческие способности, иметь личное время для занятий любимым делом. - Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Этап работы над темой самообразования: 1 год. Актуальность Патриотическое воспитание – это взаимодействие педагога и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре региона, к родной природе, чувства сопричастности. Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных, чувств. Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатление еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Формы работы с детьми: - совместная деятельность воспитателя с детьми: - индивидуальная работа с детьми - свободная самостоятельная деятельность детей. Формы работы с родителями: - анкетирование родителей - консультации - индивидуальные и групповые беседы - оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки) - привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы. - проведение встреч-обсуждений по нравственно-патриотическому воспитанию детей (с использованием ИКТ) . Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные. Ожидаемые результаты для детей: - Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя; - Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств; - Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. - Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности. Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников: - повышение педагогической компетенции по теме самообразования; - пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы; - повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей. Приложение 1 План саморазвития воспитателя
Работа с детьми по теме самообразования
Список литературы 1. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека». 2. Зацепина М. Б «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание». 3. Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью». 4. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». 5. Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html. 6. Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. 7. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-Мозаика-синтез,2014. 8. Педагогические знания - родителям. Белоногова Г., Хитрова Л. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1. 9. Патриотическое воспитание дошкольников. Сакавичене О. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. 27. Патриотическое воспитание. Кириллина М., Мельчина Л // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. 10. 29. Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №6. 11. Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /Под ред. О. Л. Князевой. - М.: Сфера, 2004. 12. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». - М.: Владос, 2005. 13. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков дошкольного возраста Колпакова Н. // Дошкольное воспитание. - 1999, № 10. 24 декабря 2023 в 20:45
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.